«Около 760 долларов за съемочный день». Поговорили с известным беларусским актером, который снялся в сериале для Warner Bros.
25 февраля 2025 в 1740501000
Якуб Пушнов / «Зеркало»
Этого актера вы наверняка видели на сцене Купаловского театра, а также в различных беларусских фильмах и российских сериалах. После протестов 2020 года Олег Гарбуз, как и многие, был вынужден уехать. За границей его актерская карьера, похоже, складывается лучше, чем у многих коллег. Кроме работы в труппе бывших купаловцев, он продолжает сниматься в кино. Недавно в Польше вышел сериал, снятый всемирно известной компанией Warner Bros., где Гарбуз получил одну из ролей. «Зеркало» расспросило актера, сколько удается зарабатывать в польском кино, осуждает ли он своих бывших коллег за сотрудничество с россиянами и почему пошел в политику.
Олег Гарбуз, 55 лет. Беларусский актер театра и кино, выпускник Беларусского политехнического института (ныне БНТУ) и Академии искусств. С 1997 года работал в Национальном академическом театре им. Янки Купалы. Уволился в знак протеста в 2020 году. В Беларуси активно снимался в российских сериалах, параллельно сотрудничал с телеканалом «Белсат» как актер озвучки. В настоящее время живет в Варшаве, Польша.
«В Беларуси мы всегда были дешевой рабочей силой»
- В Польше на принадлежащем Warner Bros. Discovery сервисе MAX недавно вышел сериал с вашим участием. О чем он, что у вас за роль?
- Он называется Przesmyk, то есть по-польски - «Сувалкский коридор» (дословно переводится как «перешеек», но так в Польше называют Сувалкский коридор, обычно сокращая этот термин до одного слова przesmyk. - Прим. ред.).
Это достаточно интересный шпионский мини-сериал из шести серий. Роль у меня небольшая, но тем не менее я попал в список актеров. Видимо, потому что режиссер меня полюбил.
По сюжету я муж главной антигероини. Есть героиня - польская разведчица, а моя жена - шпионка российская. Я, ее муж, ни о чем не подозреваю. Судя по тому, что у меня был дом, мой герой - очень богатый человек.
Съемочных дней у меня было всего четыре. Но тем не менее на экране я остался. Кино, конечно, всегда было «наше все». Если ты начинаешь сниматься, то забываешь о своих финансовых проблемах в принципе. Не думаешь о них. Не могу сказать, что в Польше прямо перехожу из фильма в фильм, как было в Беларуси. Но три или четыре картины в 2024 году у меня было.
- Это много?
- Для беларусского актера, который находится в Польше, - да. Но в Беларуси я снимался гораздо чаще. В год у меня было в разы больше работы. Однако здесь это неплохо, потому что в Польше платят адекватные деньги. Кино - хорошая работа. Она интересная. Вокруг постоянно меняется картинка, локации, люди. О тебе заботятся, кормят, дают чай, показывают, где можно прилечь в паузе.
Хотелось бы больше сниматься, конечно, но посмотрим, со временем, может быть, так и будет. Понятно, что на этом рынке не очень востребованы русско- и беларусскоязычные актеры. Потому что поляки всегда с этим справлялись неплохо. Они говорили криво, но старались снимать сами себя.
- В чем разница подходов между польским и российским сериальным кино, которое снимают в Беларуси?
- Польские кинематографисты мне нравятся тем, что даже в рутинных сериалах находят творческие моменты. Я знаю об этом, потому что для телеканала «Белсат» своим закадровым голосом озвучил всю польскую продукцию. Они пытаются привнести кино даже в сериальную историю. В Польше вообще хорошая киношкола.
Практически во всех российских сериалах, где я снимался, возможно, и были люди с художественным взглядом, но в основном их делали, потому что был заказ. По ту сторону границы кино продюсерское. Режиссер имеет значение, только чтобы отснять, что ему написали. Я снимался у известных режиссеров, которые совершенно не заморачивались - снимали все, что по плану, за половину дня и отпускали актеров с богом.
- Платят за съемки в Польше лучше?
- В Беларуси мы всегда были дешевой рабочей силой. Все беларусские актеры получали меньше, чем российские. Но это не потому, что продюсеры такие плохие, а потому что мы были слабо юридически подкованы. У нас нет агентской школы, людей, которые бы зубами за нас грызли. Так было еще в те травоядные времена, когда сниматься в российском кино не было позором. Беларусские актеры получали в разы, если не на порядок меньше, чем российские.
В Польше все более-менее справедливо. Здесь гонорар не зависит от того, беларус ты или поляк. По умолчанию базовая ставка для всех одинаковая. А дальше зависит от того, насколько тебя хотят режиссер и продюсер, и от того, какая у тебя фильмография - польская или международная. В этом плане здесь справедливее, и здесь стартовая базовая ставка гораздо выше, чем в Беларуси.
- Сколько это?
- Для коммерческого кино - примерно от 3000 злотых за съемочный день (около 760 долларов. - Прим. ред.).
- А в Беларуси?
- Около 300 долларов, плюс-минус, хотя были и беларусы со стартом от 500 долларов. Но опять же, как договоришься. Оптом всегда дешевле, так что если дней много, то все подвижно.
«У нас финансирования - ноль, просто никакого»
- У вас получается зарабатывать актерской профессией столько, чтобы хватало на жизнь?
- Не всегда. Здесь для беларусов мало проектов, которые могли бы кормить. Я знаю только один, в нем мой коллега периодически выступает. Это украинский детский театр. На сцене все в шариках, надувные декорации и костюмы. Небольшое количество актеров. Они работают под фонограмму, в зависимости от страны, куда едут, у них есть запись на немецком, польском, украинском, русском, чешском. Актеры бегают и стараются попасть в фонограмму, при этом еще и играть. Работают круглый год, ездят по всему миру.
- Почему вы не проводите больше спектаклей, чтобы зарабатывать на них? У купаловцев в этом году практически не было выступлений.
- Боимся, что можем слишком быстро утомить нашего зрителя, если будем играть часто. Мы не можем играть на полупустые залы, потому что живем полностью с билетов, у нас финансирования - ноль, просто никакого.
Иногда мы получаем деньги на постановку, находим какой-то грант, чтобы сделать спектакль. А уж дальше как его катать - наша забота. Даже на старт дают недостаточно средств, потому что театр - это довольно дорого. Мы не можем позволить себе играть часто. Иначе не выйдет заплатить людям более-менее нормальную ставку.
- Какая ставка считается нормальной в случае купаловцев?
- Хотя бы 500 злотых (125 долларов. - Прим. ред.) за спектакль. В Варшаве она даже немного больше. Когда мы только приехали в Польшу, делали много спектаклей, в которых была занята фактически вся труппа. Но сейчас концентрируемся на небольших проектах, стараемся постепенно, по очереди занимать актеров.
Пауза в выступлениях с начала года связана с тем, что в марте мы устраиваем неделю театра. Последний раз отработали в декабре, хотим, чтоб публика соскучилась и билеты наверняка распродались. Потому что, если не солдаут (термин, означающий, что все билеты на мероприятия проданы. - Прим. ред.), то мы можем пролететь.
- Расскажите подробней о фестивале.
- Он пройдет в Варшаве с 26 по 30 марта. Каждый день мы будем играть спектакли. Это будет внутренний фестиваль купаловцев. Посвятили его Дню театра. В конце концов, это наш праздник, и мы его должны отпраздновать. Должны показать, что живы, существуем на карте. И в силах представить то, что людям будет интересно.
Откроет фестиваль моноспектакль Зои Белохвостик Moj Hleb («Мой хлеб»). Второй и третий дни - спектакль «Гусі-людзі-лебедзі» по пьесе Альгерда Бахаревича. Четвертый - «Экстрэмісты» Юлии Тимофеевой. А в пятый день - «Зэкамерон» Максима Знака.
Мы бы очень хотели сделать трансляцию на YouTube. Но через какую-то платформу, которая пока не признана «экстремистской», чтобы нас смогли посмотреть и люди в Беларуси, не подвергаясь опасности. Но это получится, если мы найдем денег, потому что работу команды нужно оплачивать.
«Коллеги из Купаловского - под запретом на профессию»
- Почему организационными вопросами занимаетесь вы, а не профессиональный менеджер?
- У нас нет денег на то, чтобы содержать менеджеров, рекламщиков, фандрайзера (специалист по поиску финансирования. - Прим. ред.). Никого нету, и поэтому делаем все своими силами, через свои соцсети. С горем пополам научились писать заявки [на гранты].
- Но не актеры должны содержать менеджмент, а наоборот. Почему никто не может вам помочь?
- В этом вопросе мы начали сотрудничество с поляками. Один из наших последних спектаклей - «Зэкамерон» с польским режиссером Войцехом Урбанским. Он нас потихонечку знакомит с театральным миром Варшавы и Польши. Сейчас появилась польская менеджерка, которая стала с нами работать, продавать нас на фестивали. Какие-то действия начались, но пока не знаю, что из этого получится.
- Получаете ли вы политическую поддержку? Когда я делал репортаж с визита Светланы Тихановской в Польшу в начале 2024 года, представители Объединенного переходного кабинета говорили о начале переговоров с руководством Варшавы о помещении для беларусского театра.
- В Польше очень медленная бюрократия. Мы с Павлом Латушко ходили в отдел культуры мэрии Варшавы, там внимательно выслушали и пообещали поддержку. За это время нашлась буквально пара помещений, ни одно из которых нам не подошло. Не потому, что мы крутим носом. Нам не может подойти офисное помещение из 20 комнат. Что нам делать с пространством, поделенным на куски?
Нам подойдет даже ангар, любое большое помещение с высоким потолком. Ничего подобного не предложили. Только один вариант был, но оказалось, что там нельзя организовать никаких зрелищ, потому что помещение нуждается в капитальном ремонте.
- В распоряжении беларусов Варшавы есть большие помещения. Например, в 2020 году премьер-министр Польши передал особняк в хорошем районе Варшавы, там сейчас находится «Беларусский дом». Почему бы купаловцам не пользоваться им?
- Я там был, но это не театральное помещение, и приспособить его к спектаклям будет крайне тяжело. Поэтому я даже не выходил на людей, которые им занимаются. К сожалению, там нет ничего, из чего можно было бы сделать площадку.
Для нашего дела не всякое помещение подойдет. Но я уверен, что если бы оно нашлось, то было бы по умолчанию открыто всем, кто к нам придет и предложит интересную, хорошую, качественную идею.
- Сколько купаловцев ушло из труппы после 2020 года?
- Почти 60 человек. Сейчас нас здесь полторы дюжины. То есть осталась треть. Остальные ребята - в Беларуси. Не каждый может решиться уехать. Как-то приспосабливаются люди. Так же, как и мы здесь.
- Что вы чувствуете, когда видите, что некоторые из ваших коллег продолжают сниматься в российских сериалах или как-то сотрудничают с властями? Например, Павел Харланчук вообще в Москве работает.
- Я понимаю, что людям нужно что-то есть. Хотя в Беларуси всегда было проще. Здесь каждый месяц, хочешь или нет, но выдай тысячу долларов на квартиру. Ты должен это заработать, никто деньги просто так не даст. В Беларуси же базовый уровень выживания ниже.
Я не знаю, что с Павлом Харланчуком сейчас, потому даже не берусь судить. Наверняка, у него есть пусть не оправдание, но какая-то своя позиция. Потому что Паша - человек достаточно прямых взглядов. И если он это делает, значит, знает почему. В этом плане я бы доверился Паше.
Как я в принципе отношусь к этому? Может быть, сейчас и допустимо сниматься в российском кино, если у него нет политического окраса - о дружбе, семейных отношениях. Но ведь все оно стало таким, что если артисты не зиганут, то их могут даже наказать. Это очень скользкая тропинка - сниматься там сейчас.
Но что им делать, если у них нет работы? Мои коллеги из Купаловского все под запретом на профессию. Они вообще в черном списке, их никуда не берут. Даже в строительный гипермаркет! Если власти узнают, что какая-то компания взяла на работу кого-то из наших, ее руководство накажут.
Я просто не знаю, как сейчас люди живут. Не знаю, что они едят: подножный корм или, возможно, на даче что-то растят. У кого пенсия есть, те более-менее защищены. А кто помоложе, имеет амбиции, понятия не имею, как они справляются.
«Нужно, чтобы каждый получил, что заслуживает»
- В прошлом году вы пошли в политику, стали делегатом Координационного совета от «Команды Латушко и Руха "За Свабоду"». Зачем? Латушко попросил?
- Фактически, да. Он предложил, и у меня вдруг мелькнула мысль, что это может принести какую-то пользу.
- Приносит?
- Еще на этапе выборов, когда увидел, сколько людей откликнулось на эту инициативу, мне стало грустно. И я это отпустил. Да, я там нахожусь номинально, но у меня нет политических амбиций.
Если бы я и хотел что-то делать, то только для того, чтобы быть полезным людям. Но я не увидел запроса от людей. А навязывать свое участие или строить из себя какого-то руководителя у меня нет никакого желания.
- Этот созыв Координационного совета работает уже практически год. Вы посещаете каждое заседание, участвуете в голосованиях?
- Когда вижу что-то мне интересное, я голосую. Потому что уж совсем балластом тоже не хочется быть. А так я очень немного принимаю участие в заседаниях.
- Но за политической повесткой следите? Как вам происходящее в Беларуси?
- Я надеюсь, что все документы когда-нибудь будут открыты и в Беларуси пройдет грамотная люстрация. Она необходима. Не только в качестве наказания, а для того, чтобы очиститься. Нужно, чтобы каждый получил, что заслуживает. Понимание ситуации у меня есть на уровне чувств. Я не могу объяснить, не могу сказать, кто есть кто.
- К кому из демократических политиков у вас больше душа лежит?
- (Долгая пауза) Я все время присматриваюсь. По умолчанию поддерживаю всех, кто говорит правильные слова и кто после этого производит полезные действия. Бывает, что я человека поддерживаю, но подвергаю критике из-за каких-то его поступков в прошлом или настоящем.
Поддерживаю всех, кто продвигает инициативы, полезные для беларусской государственности. Я поддерживаю Светлану Тихановскую. Думаю, что она может сделать важную работу для того, чтобы беларусам и в стране, и в мире жилось лучше. Павла Латушко я тоже поддерживаю. Поддерживаю Зянона Позняка и его команду. Поддерживаю Андрея Егорова, Вадима Прокопьева. Поддерживаю и старую оппозицию - Андрея Санникова, Наталью Радину, Андрея Бондаренко.
Некоторых людей, которых я перечислил, даже считаю своими друзьями. И еще думаю, что каждому нужно дать шанс, пока человек своими действиями не докажет обратное.
- Давайте закончим на позитивном. Посоветуйте, какой сериал посмотреть.
- Я очень люблю все сезоны «Мандалорца». Мне в принципе нравятся сериалы на базе «Звездных войн». После «Мандалорца» посмотрите «Андор» - там история почти беларусская.
Уже лет, наверное, десять я смотрю один и тот же сериал - «Менталист». Мне нравится главный герой, и я смотрю его по кругу. Он снят легко, там умно проработанные персонажи и интересные ситуации, классный сценарий.