Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. «Увидев, как горит жена, он перерезал горло своим детям, а затем и себе». Рассказываем о самом кровавом лесном пожаре в мировой истории
  2. BELPOL раскрыл схемы, как Беларусь зарабатывает на производстве деталей для российских снарядов, — рассказываем
  3. ISW: Россия потратила больше 5 млрд долларов на обучение школьников управлению боевыми дронами
  4. «Весь мир равнодушно смотрел, как убивают мой народ». Поговорили с чеченским добровольцем из села — символа бессмысленной резни в 90-е
  5. Будет ли январь похож на зиму? Прогноз погоды на неделю с 20 по 26 января
  6. В США можно расплатиться долларами 1861 года, а в беларусском банке не хотят менять доллары 2008-го. Почему?
  7. «Она стала результативным снайпером». Стали известны обстоятельства гибели в Украине 24-летней Марии Зайцевой
  8. Минобороны России заявило о взятии населенного пункта в самопровозглашенной ДНР, Генштаб ВСУ это не комментирует
  9. На свободу вышли 23 политзаключенных


Традиции празднования православного Рождества в Беларуси «немного обрастают небылицами», потому что здесь присутствует смешение сразу нескольких праздников. Можно ли гадать, угощаться праздничными блюдами «до первой звезды», а также ходить с песнями по домам, рассказали на пресс-конференции в Минске 5 января представители Белорусской православной церкви.

Фото: TUT.BY
Изображение носит иллюстративный характер. Фото: TUT.BY

По словам регента и художественного руководителя Архиерейского хора Свято-Духова кафедрального собора Минска Виталия Соболевского, многие до сих пор не знают, что такое колядки.

«Даже сейчас мы часто говорим о том, что у нас существуют колядные песнопения. Никто не задумывался, почему они называются именно колядки. Потому что когда-то, еще до принятия христианства, до принятия православия на наших землях, наши предки были язычниками. У них было много богов. Одной из богинь (плодородия) была Коляда, ее восхваляли. И так получилось, что язычество ушло, а вот эта небольшая традиция осталась, вошло в обиход это слово „колядки“. Оно уже никуда не денется, но на самом деле это рождественские песнопения, потому что когда было принято православие, то был установлен совершенно другой праздник — праздник Рождества Христова», — пояснил он, почему рождественские песнопения называются колядными.

Председатель Синодального отдела Белорусской православной церкви по культуре и церковному искусству протоиерей Иоанн Задорожин добавил, что в настоящее время в больших городах Беларуси эта традиция уходит, хотя его дети уже который год, хоть и живут в многоэтажке, все 19 этажей обходят и поют колядные песни.

Что же касается гаданий в Рождество, то, как отметил Виталий Соболевский, это не имеет никакого отношения к православию.

«Почему-то существует мнение, что на Рождество идет какое-то гадание. Взять валенок, куда-то там забросить, потом свечи какие-то, на что-то там воск выливать. Да, такое есть, но это никак не соприкасается именно с православными традициями празднования Рождества. Это все какое-то суеверие либо какая-то народная традиция, но для православных — абсолютно нет. Самое главное для православного человека — это богослужение, которое служится в Рождественский сочельник», — подчеркнул Соболевский.

Также он развеял миф о том, что «нельзя есть до первой звезды» в Рождественский сочельник.

«Очень часто бытует мнение, что до первой звезды никто не кушает. И все почему-то думают, что первая звезда — это именно та звезда, которая зажигается на небе. На самом деле это тоже не так, потому что звездой считается свеча, которая во время богослужения в Рождественский сочельник в конце службы выносится и возжигается. Эта свеча, которая стоит в храме около центральной иконы и там же возжигается, — это и есть первая рождественская звезда», — рассказал регент.

Тем временем протоиерей Иоанн добавил, что Рождественский пост, который заканчивается в Сочельник, не такой строгий, как Великий пост или Успенский пост, здесь главное — духовное воздержание.

«Воздержание в пище действительно важно, но и важно соблюдать духовный пост. Он включает в себя прежде всего некое уединение, размышление о себе», — рассказал протоиерей.

Он добавил, что благодаря этому человек выходит из привычного круга жизни, чтобы осмыслить самого себя.